Образование и грамотность на Руси распространялись постепенно, по мере социально-политического и экономического развития страны, начиная с берестяной письменности I тысячелетия. И князь Владимир, и князь Ярослав Мудрый были людьми образованными, поэтому уделяли обучению детей и книгам повышенное внимание. XVIII веке образование стало занимать особе место в истории России. Именно тогда была совершена попытка создания государственной системы образования. При Петре I образование и просвещение, а также их развитие, открытие школ различных специализаций (математическая, географическая) стало важной государственной задачей. Благодаря этому в России возникла система профессионального образования. Екатерина II заложила в понятие «образование» совсем другой смысл – воспитание народа. В 1802 году по указу царя Александра I впервые было создано министерство народного просвещения, установились типы образовательных учреждений: приходские и уездные училища, гимназии и университеты.
В Богородском уезде начало систематического народного образования приходится на 1785 год, когда 10 декабря в г. Богородске в торжественной обстановке открылось городское училище. Позже, в 1822 году, в числе первых в России открывается богородское уездное училище. В соответствии с законом о средних и начальных школах «Устав учебных заведений», утвержденным Александром I в ноябре 1804 г., предполагалось в каждом губернском городе открыть гимназию, в каждом уездном – уездные училища, а при церквах, при церковных приходах – церковно-приходские школы или приходские училища. Этот закон впервые в России создавал единую систему средних и начальных учебных заведений. Первое сельское церковно-приходское училище в нашем крае было открыто в ноябре 1836 года при церкви св. Николая Чудотворца в с. Загарье.
1 января 1864 года царем Александром II подписано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». «Положение» было построено на том, чтобы выделить дела исключительно местного характера, земские, от государственных, и передать их в ведение местных людей, лучше с ними знакомых и непосредственно заинтересованных в благополучии своего края.
Согласно «Положению» одной из задач земства было развитие, распространение народного образования путем устройства начальных школ, изыскание средств на их содержание, подбор преподавателей, приобретение учебных пособий, повсеместное создание библиотек.
Положением о начальных народных училищах 14 июля 1864 г. учреждены Училищные советы губернские и уездные, на которые, равно, как и на предводителей дворянства, возложено «попечение об удовлетворении потребностей населения в начальном образовании и о надлежащем нравственном его направлении». Председателем училищного совета земского собрания Богородского уезда первого состава был дворянин Николай Александрович Рахманов.
Что касается грамотности населения деревни Савостьяново, то из документа подворной переписи, которая проводилась в период с 1869 года по 1871 год «Ведомость о селении Богородского уезда Савостьяновского сельского общества Теренинской волости» узнаем, что, не смотря на то, что школы в деревне не имеется, из 426 жителей Савостьяново (221 мужчин и 205 женщин, всего в деревне 74 дома, т.е. семьи) грамотных числится 97 мужчин и 2 женщины, т.е. примерно четверть населения.
Из документа «Статистическая ведомость селения 1883 г.», которую 20 июня 1883 г. составили и подали в Московскую губернскую земскую управу волостной старшина Урин и волостной писарь Самочадин: в 1883 году в Савостьяново из 530 жителей (душ мужского пола — 271, женского — 259). Безграмотны 23 семьи, в т.ч. 3 семьи безземельных крестьян. Грамотных в деревне 125 мужчин и 21 женщина, в т.ч. 3 безземельных крестьянина, что составляет 27,5%, т.е. чуть больше четверти населения деревни. Учащихся: 5 мальчиков и 3 девочки. До ближайшей школы 10 верст. Сельский староста грамотный. Дети обучаются у крестьянки Аксиньи Кузьминой (фамилия неизвестна), обучение проводится в доме учительницы, обучение ведется с 1870 г. Аксинья Кузьмина — первая известная Савостьяновская учительница.