Сведения о предметах и успехах учеников

Автор: | 14.01.2018

«Все земские школы Богородского уезда для большей наглядности разделены на 3 разряда: к первому разряду будут отнесены все школы, в которых успешность по всем предметам оценена отметками не ниже хороших; таким образом, этот разряд составится из школ, выдающихся по успешности преподавания».

В статистическом отчете по школам Богородского уезда за 1891/1892 уч. г. приводится распределение училищ уезда по разрядам:

Училища 1 разряда (по всем предметам, во всех отделениях – общий балл не менее 3х)

1я группа – общий бал не менее 4х (всего 20 в Богородском уезде).

2я группа: общий балл не менее 3х – всего 21 училище

Училища П разряда (один или несколько неудовлетворительных баллов; общий балл по всем предметам и отделениям не менее 3х)

1я группа – общий бал не менее 4х – 2 училища.

2я группа: общий балл не менее 3х – всего 17 училищ.

Училища вне разряда (общий балл менее 3х) – нет.

По Савостьяновскому училищу:

Закон Божий – 1 разряда, не ниже 4х.,

славянское чтение – 2 разряд, не ниже 4х.,

русское чтение — 2 разряд, не ниже 4х.,

пересказ прочитанного — 2 разряд, не ниже 4х.,

письмо — 2 разряд, не ниже 4х.,

арифметика — 2 разряд, не ниже 4х.

Савостьяновское училище отнесено к 1 разряду.

В 1889/1890 уч.г. в Савостьяновском училище преподавались следующие предметы, в таблице дана также средняя успеваемость:

  Младшее отделение Среднее отделение Старшее отделение
Закон Божий 3- 4 5
Чтение Славянское 3 4 4+
Чтение Русское 3 3 3
Пересказ  прочитанного 3 4 4
Письмо 3 4 4
Арифметика 3 4 4

 

«Чтобы дать более отчетливое представление о том, как идет учебное дело в каждом из вышеозначенных трех разрядов земских школ, Училищный Совет считает полезным в дополнение к этой классификации школ, по примеру прошлого года, представить отзывы о ходе дела в нескольких школах каждого разряда; отзывы эти составлены на основании письменных и словесных отчетов гг. экзаменаторов и общего отчетов Г.Инспектора Народных училищ; выдержки из этих отчетов приводятся частично дословно /во вносных знаках/, частично в извлечении».

«В Савостьяновском училище преподавание Закона Божьего идет прекрасно, ученики дают быстрые, толковые и точные ответы на все вопросы в пределах программы и даже больше, видно, что пройденный курс ими усвоен совершенно сознательно, и что законоучителем во время преподавания, давались подробные разъяснения излагаемых событий. Вообще, законоучитель, священник г.Воронцов, относится к преподаванию своего предмета с похвальною ревностию. Равным образом и учитель Лебедев добросовестно относится к своему делу. Познания мальчиков среднего и младшего отделений тоже совершенно удовлетворительны, причем и тут видно особенно успешное преподавание Закона Божия». «Особенного внимания заслуживают успешные труды учителя по обучению детей пению».

При оценке успеваемости господами экзаменаторами Богородского Уездного Училищного Совета в Савостьяновском училище 1889/1890 уч.г. хорошими оказались успехи по:

Закону Божьему (а всего 17 школ Богородского уезда);

славянскому чтению (всего 18 школ Богородского уезда);

чтению русскому (всего 22 школы Богородского уезда);

пересказу прочитанного (всего 13 школ Богородского уезда);

письму (всего 16 школ Богородского уезда);

арифметике (всего 17 школ Богородского уезда)

Некоторые из числа преподавателей земских училищ Училищный Совет признал справедливым представить к соответствующим наградам, а именно «Училищным Советом возбуждено предо Епархиальным Начальством ходатайство о награждении следующих законноучителей: …, Савостьяновского училища – свящ. Воронцова».

Из статистического отчета по школам Богородского уезда за 1891/1892 уч. г. о состоянии Земских начальных народных училищ 1891/1892 уч.г., который составил Богородский Уездный Училищный Совет и подписали Председатель Совета          С.Д.Самарин, члены Совета Ф.Д.Самарин и Д.И.Четвериков, экзаменаторы С.И.Четвериков, Н.А.Красюк и Н.Д.Карнеев (в Теренинской волости, к каковой относилось Савостьяново, 11 крестьянских селений. 6672 наличных душ мужского пола. 2 земских училища – Савостьяново и Назарьево, одно училище приходится на 9,5 селений и на 3336 жителей):

«До сего времени чтение Св. Евангелия, Псалтыря и Часослова производилось в училищах лишь с целью обучения славянскому чтению», главное внимание обращено на правильность чтения.

… «Поэтому Училищный Совет находит весьма важным дать детям возможность непосредственно прочувствовать весь глубокий смысл Евангельских событий, выслушивая чтение Законоучителем отрывков из Евангелия. Такое классное чтение, кроме укрепления в учениках сообщаемых им по программе церковно-исторических сведений, содействовало бы большему ознакомлению и сближению их с книгою, которая составляет основание нашей веры». … «Училищный Совет в заседании 20 го июня постановил просить отцов законодателей на уроках Закона Божьего прочитывать, по крайней мере с учениками старшего отделения избранные отрывки из Евангелия, не представляющие трудность для понимания».

… «Училищный Совет включил в табель учебных книг новое пособие: «Исторические чтения из книг Ветхого Завета», составленное преосвященным Филаретом для употребления в училищах. В этой книжке собраны отрывки из различных книг Ветхого Завета, обнимающие по своему содержанию наиболее существенные события Ветхозаветной истории и доступные по своему изложению пониманию учеников. Вследствие этого Училищный Совет счел возможным предложить отцам Законоучителям прочитывать иногда ученикам старшего  отделения приведенные в этой книге отрывки».

         Другие дополнения в табели учебных книг: введение новой русской хрестоматии – недостаток в книгах для русского чтения преимущественно в среднем отделении.

Для старшего отделения – Первая Пчелка Поливанова, хорошее дополнение к ней  «Пчела» Щербина, разосланная в прошлом году.

Для среднего отделения совершенно недостаточно книг графа Толстого. Часть этих книг обыкновенно две, а иногда и более, прочитываются уже в младшем отделении, и кроме того в них есть значительное число статей, непригодных по содержанию в чтении с пересказом, таковы особенности статьи естественно-исторического содержания. Училищный Совет включил в табель хрестоматию Савенко «объяснительное чтение», как книгу для чтения в среднем отделении. В этой книге собрано довольно много нового материала для чтения, не встречающегося в других сборниках, которыми пользуются в наших училищах, материал этот расположен систематически в порядке постепенной его трудности и по содержанию своему представляет много любопытного и полезного для учеников.

Смета расхода на учебные книги, пособия и классные пренадлежности для земских народных училищ Богородского уезда на 1892/1893 уч.г., а также Нормальная табель учебных книг, пособий и классных принадлежностей для земских начальных народных училищ Богородского уезда, утвержденная 20 июня 1892 г. Училищным Советом в заседании Богородского Уезда приведены в приложении.

         К 1893/1894  уч.г. были введены такие предметы, как грамматика, чистописание, объяснительное чтение. Из приложения к статистическому отчету за 1893/1894 уч. г. по Савостьяновскому училищу, находящемуся в Богородском уезде Теренинской волости:

Число уроков за время:

  С 8 по 13ноября 1893 года

В отделениях

С 22 марта по 2 апреля 1894 года

В отделениях

  Младшее Среднее Старшее Младшее Среднее Старшее
Закона Божия 2 2 2 6 6 6
Чтения русского 5 4 4 3 4 4
Грамматики (устн. и разбора)   4 4   4 4
Граммат. упраж. (письмен.)   3 3   1 1
Диктанта   1 1   4 4
Письмо изложений, пересказов, сочинений  и т.п.     1      
Списывания с книги   3 3 3 1 1
Чистописания 3 1 1 4 3 3
Славянского чтения   2 2 5 2 2
Арифметики (устной) 2 3 3 5 3 3
          »        (письменной) 2 4 4 3 3 3

 

В статистическом отчете за 1893/1894 уч. г. приводятся «Сведения о порядке и способе изучения алфавита»:

«Сначала проходится весь алфавит и затем уже ученики приступают к чтению.

Обучение письму (букв. и слов.) сопутствует обучению чтению.

Занятия с младшим отделением в отчетном году начались сентября 16-го дня.

Через день после этого была показана первая буква.

Изучение алфавита было совершенно закончено 16-го октября».

«При обучении русскому чтению в данной школе имеется в виду исключительно обучение языку, потому, что в округе говорят очень плохо.

Предметы для наглядного обучения (глобусы, карты, коллекций минералов, насекомых, магнит и т.д., а также арифметический ящик, большие классные счеты и т.д.) не имеются.

Приходится обращать особое внимание и тратить особо много труда ввиду требований, предъявляемых на экзаменах — на обучение языку русскому».

         В инвентаре школьного имущества за 1895/1896 уч.г. мы находим сведения о тех учебниках, по которым велось обучение, их числе, стоимости и числе поступивших в течение 1895-1896 уч.гг. Там же находим названия учебных пособий, их число и стоимость, там же — описание классной мебели:

В 1901-1902 уч.г. для наглядного обучения появляются карты и счеты.

         Рисование, ремесла, рукоделия, садоводство, огородничество, лесоводство, пчеловодство, гимнастика в Савостьяновском училище в период с 1886 по 1904 гг. не преподавались.

 

 

Приложение

 

Нормальная табель

учебных книг, пособий и классных принадлежностей для земских начальных народных училищ Богородского уезда.

                                                           Утверждена в заседании Богородского Уезда

                                                           Училищного Совета 20 июня 1892 г.

 

  1. Учебные книги и пособия

см. лист 28, т.е. смету расхода на учебные книги, пособия и классные пренадлежности для земских народных училищ Богородского уезда на 1892/1893 уч. год

+         п. 12 Пчела Щербина, ц. 1р.50.коп. — по 1 экз. на училище

            п. 18 Методика Голдберга, ц. 75 коп. – по 1 экз. на училище

 

П. Классные пренадлежности

п. 1    на каждого ученика по 3 дести (в младшем отделении линованной в клетку, в среднем отделении ½ линованной в клетку, ½ нелинованной и в старшем отделении нелинованной)

п. 2    по 3 ф. на 10 учеников

п. 3    (лучшего достоинства) по 1 кор. на 10 учеников

п. 4    по 3 ручки на 2-х учеников

п. 5    ½ гросса на 50 учеников и 1 гросс на 100 учеников

п. 6    по 1 на каждого ученика

п. 7    по 10 штук на каждого ученика

п. 8    по 1 экз на каждого ученика среднего отделения

п. 9    по 1му на каждого преподавателя

п. 10  по 1 экз. на 5 учеников старшего отделения