Народные чтения с туманными картинами

Автор: | 14.01.2018

Во второй половине 19 века остро стоял вопрос о внешкольном образовании народа в России.  Народные библиотеки, широко распространённые в то время, ограниченно влияли на повышение грамотности деревенского населения — лишь грамотной части населения печатное слово доступно. Появилась такая форма просветительской деятельности, которая носит название «народных чтений с туманными картинами»: в фонарь с линзой, называемый «волшебным фонарем» вставлялись стеклянные пластины, изображение проецировалось на стену через линзу, создавая «туманные картины».  Свет давала маленькая свеча или горелка, дым отводился через специальную трубу. Позднее в «волшебный фонарь» вставлялась фотоплёнка, Такой проекционный фонарь являлся прообразом диапроектора, который все мы помним из нашего советского детства.

Живая речь, с которой обращались учитель или священник к собравшемуся в школе народу, была понятна каждому, особенно когда это «живое слово» сопровождалось картинами, иллюстрирующими рассказ лектора. С 1885  года в некоторых школах Московской губернии уже была введена практика чтения с туманными картинками. Земские уездные управы приобретали для школ и народных библиотек соответствующее оборудование.

         «Не устраиваются ли при школе или не ведутся ли простые собеседования с народом?» Этот вопрос в статистических отчетах по школам Богородского уезда появился в 1887-1888гг.

         В Савостьяново подобные народные чтения с картинами начались в 1898/1899 уч.г., проводились 5 раз в год. В последующие годы (1902 /1903- 1903 /1904 уч.гг.) – чаще, до 9 раз в год. На чтения ходили и мужчины, и женщины, и стар, и млад: «Обычный состав слушателей около 200 человек мужчин и женщин, в числе слушателей 50 детей». Наиболее понравились темы из народного быта.