ЭТО ИНТЕРЕСНО

Автор: | 29.12.2016

С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ !

Бог пришел в мир, чтобы освободить нас от власти этого мира и снова сделать чадами Божиими!

Да торжествует в сердцах наших радость о родившемся в Вифлееме Христе Спасителе, озарившем людей светом Божественной истины.

Из глубины души вознесем в эти дни наши самые сокровенные молитвы ко Господу Иисусу Христу.

Он, Сердцеведец, услышит нас и ущедрит Своей отеческой Божественной любовью, ниспошлет нам Свое благословение, дабы нам пребывать во все дни жизни в крепкой вере, любви, труде во спасение души и мире.

Благодать с вами, неизменно любящими Господа нашего Иисуса Христа.

Епископ Егорьевский Тихон с братией

7 января 2017 г.


«ХРИСТОС РОЖДАЕТСЯ — СЛАВИТЕ!»

Уже более двух тысяч лет назад Господь наш Иисус Христос пришел в мир ради нашего спасения. Известно ли достоверно, в какой день и год это произошло? Какие события изображены на иконе Рождества? Почему Его называют «Солнцем правды»? Когда к Младенцу пришли волхвы? И как получилось, что в пророчестве говорится, что Сына Божия нарекут Еммануилом, но младенецу дали имя Иисус? Попробуем ответить на эти и другие вопросы, связанные с Рождением Спасителя.

Знаете ли вы, какой на самом деле сейчас год от Рождества Христова?
В 525 году один католический папский архивариус Дионисий Малый вычислил год Рождества Христова, который и стали считать первым годом нашей эры. Однако есть мнение, что эти расчеты были неверными. Давайте посмотрим, какие существуют указания на более правильную дату Рождества.

В Евангелии сказано, что Дева Мария с Младенцем и Иосиф через некоторое время после Его рождения бежали в Египет от преследования царя Ирода Великого. Пробыв там какое-то время, они узнали о смерти нечестивого правителя и вернулись. По данным историков, Ирод Великий, согласно нашему летоисчислению, скончался в 4 году до нашей эры, что логически невозможно, ведь наша эра начинается именно с Рождества Спасителя. Таким образом, Христос родился, по меньшей мере, на 4 года раньше, чем это принято считать.

Рождество Христово было не ранее 12 года и не позднее 4 года до нашей эры.

Еще одна зацепка, которая косвенно указывает на год Рождества Христова, — Вифлеемская звезда. Некоторые исследователи считают, что ею была комета Галлея, и делают вывод, что Рождество произошло в 12 году до нашей эры. Это самая ранняя датировка из предлагаемых учеными гипотез.Таким образом, Рождество Христово было не ранее 12 года и не позднее 4 года до нашей эры, а потому, согласно вычислениям современных историков, в 2017 году мы будем отмечать 2021–2029-й год от Рождества Христова.

Рождество Христово. Преп. Андрей Рублев.Знаете ли вы, что раньше Рождество Христово и Крещение Господне праздновались в один день?Современная дата Рождества Христова (25 декабря по старому стилю / 7 января по новому стилю) принята Церковью лишь в IV веке. А в первые три века новой эры праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения и отмечался 19 января (6 января по старому стилю) под общим названием — Богоявление. Причиной этого, вероятно, было мнение, что Христос крестился в день своего рождения. Кроме того, до 70-х годов I века подавляющее большинство христиан составляли иудеи, и среди них вопрос о дате рождения Спасителя не поднимался, потому что у иудеев вообще не принято было точно знать дни рождения. И только ко II–III веку относятся первые попытки установить дату Рождества и отмечать этот день как один из главных христианских праздников.

25 декабря как праздник Рождества Христова был установлен в Риме в начале IV века.

Наконец, в 337 году папа римский Юлий I утвердил 25 декабря как день Рождества Христова. С тех пор весь христианский мир празднует Рождество 25 декабря.Исключение составляет армянская Церковь, которая по-прежнему отмечает Рождество и Крещение Господне как единый праздник Богоявления.Русская Православная Церковь так же празднует Рождество Христово 25 декабря, но по старому стилю — по юлианскому календарю (так как ее иерархи не приняли реформу календаря папы Григория XIII), то есть 7 января по новому (григорианскому) стилю.

Знаете ли вы, что дата Рождества Христова также установлена не точно?Ни тексты Нового Завета, ни апокрифы, ни устное предание не донесли до нас действительную дату рождения Иисуса Христа. Почему? Дело в том, что по древней традиции, идущей, вероятно, еще со времен Моисея, израильтяне не праздновали дни рождения. Конечно, свой возраст знал каждый, но дни рождения не отмечали, а если бы даже и захотели, то не смогли бы этого сделать из-за принятого (также издавна) солнечно-лунного календаря с плавающим началом года, определяющимся иногда даже не весенним новолунием, а днем, «когда ячмень заколосится».

Так было и во времена царя Ирода Великого, который тридцать четыре года правил Иудеей вплоть до своей смерти весной 4-го года до н. э. и в правление которого родился в Вифлееме младенец Иисус Христос. Если бы иудей тех времен захотел назвать дату своего рождения, то он смог бы сказать что-то вроде следующего: «Родился в последний день праздника Кущей, в 33-й год правления Ирода», — или, скорее (поскольку иудеи не любили Ирода), сказано было бы: — «в 15-й год Обновления Храма».

Что же касается дня рождения Спасителя, то 25 декабря как праздник Рождества Христова был установлен в Риме в начале IV века. Это было так. В 1278 году от основания Рима (525 году от Рождества Христова) папа Иоанн Первый поручил составить пасхальные таблицы упомянутому выше монаху Дионисию Малому, выдающемуся богослову, астроному и математику тех времен. Именно в целях удобства составления пасхальных таблиц Дионисий и выбрал 25 декабря 753 года от основания Рима как гипотетическую дату рождения Спасителя. Днем празднования Рождества было установлено 25 декабря, ибо в этот день народы Римской империи праздновали языческое «рождение солнца». Церковь же прославила родившегося на земле Христа — Солнца правды, дающего истинный Свет, Солнца бессмертного и не боящегося тьмы. Наиболее раннее известие об этом празднике относится к 354 году, когда дни Рождества Христова и Крещения Господня были отделены друг от друга.

Окончательно праздник Рождества Христова был узаконен на Эфесском соборе в 431 году. На Русь он пришел в X веке с принятием христианства.
Позднейшим толкованием времени празднования Рождества Христова 25-го декабря стало следующее: месяц и день смерти Христа точно известен из Евангелий, а (по распространенному уже в Раннее Средневековье церковному преданию) Христос должен был находиться на земле полное число лет (как число совершенное); отсюда следовало, что Он был зачат в тот же день, в который пострадал, следовательно, в еврейскую Пасху, которая в тот год приходилась на 25 марта (праздник Благовещения Пресвятой Богородицы). Отсчитывая от этого дня положенные 9 месяцев, получали дату рождения Христа — 25 декабря.

Такова история установления принятой ныне даты Рождества Христова. Остается добавить, что в 1918 году, после принятия в советской России григорианского календаря, Русская Православная Церковь, чтобы оставаться в юлианском счете дней, перенесла все церковные праздники на 13 дней вперед, поэтому с 1919 года и Рождество Христово празднуется Православным миром 7 января (по новому стилю).

Знаете ли вы, почему Христос в тропаре Рождеству Христову назван «Солнцем правды»?Солнце правды — одно из имен Иисуса Христа. Последние слова фразы посетил нас Восток свыше — Επεσκέψατο ημάς ανατολή εξ ύψους (Лк. 1:78) — можно перевести как «Восход Солнца». Также это имя упоминается у пророка Малахии: А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные, и будете попирать нечестивых, ибо они будут прахом под стопами ног ваших в тот день, который Я соделаю, говорит Господь Саваоф (Мал. 4:2–3).

А вот что пишет об этом святитель Николай Сербский: «Воистину интересно наблюдать за игрой света и теней. Чем ярче и выше солнечный свет, тем короче тени на земле и чем свет солнечный слабее и ниже, тем длиннее тени. Когда полуденное солнце стоит в зените над нашими главами, тени самые короткие. А когда склоняется к западу, тени самые длинные. Все в природе имеет духовное значение, нет ни одного физического явления, которое не давало бы людям урок о Боге и человеке.

Христос назван Солнцем правды и Востоком Востока. Чем Солнце правды — Христос стоит выше, тем наши человеческие тени меньше и короче, а чем ниже Христос на нашем горизонте, тем тени человеческие темней и длинней.

Солнце правды — Христос стоит выше, тем наши человеческие тени меньше и короче, а чем ниже Христос на нашем горизонте, тем тени человеческие темней и длинней.

Когда же Христос полностью исчезает с нашего горизонта, тогда человеческие тени удлиняются, переплетаются между собой и сражаются, как призраки.Такие времена призраков христианский мир переживал многократно. Переживали мы его и в наши дни, и не однажды. Мы не ценили света, и свет удалился от нас, мы любили свои густые и длинные тени и тенями своими покрыли всю землю. И Господь исчез с европейского горизонта, ибо Он не навязывается людям. Всякую тварь во вселенной Он держит во власти Своей, в Своей сильной деснице, только человеку Он не навязывается, только человеку оставляет выбор — или со светом или с тьмой; или в рай с ангелами или в болото с жабами; или быть сыном Бога Всевышнего или признать себя сыном глины гончарной и угля кузнечного».

Знаете ли вы, почему пророк Исаия говорит, что Сына Божия нарекут Еммануил, а Его назвали Иисусом?В Священном Писании о зачатии и рождении Спасителя сказано: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис. 7:14), что значит «с нами Бог».

Слова: “нарекут Еммануил” означают не что иное, как то, что увидят Бога с человеками.

Святитель Иоанн Златоуст, толкуя это место Священного Писания, говорит: «Почему же, скажешь, наречено Ему имя не Еммануил, а — Иисус Христос? Потому, что не сказано “наречешь”, но “нарекут”, т. е. народы и самое событие. Здесь заимствуется имя от происшествия, как и свойственно Писанию — происшествия употреблять вместо имен. Итак, слова: “нарекут Еммануил” означают не что иное, как то, что увидят Бога с человеками. Хотя Бог всегда был с человеками, но никогда не был так явно. <…> Равным образом и о городе говорит пророк, что он наречется “город правды, столица верная” — град правды, мать городов, верный Сион (Ис. 1:26); и, однако, нигде не видно, чтобы город этот назывался “правдою”, он продолжал называться Иерусалимом. Но так как Иерусалим действительно таковым учинился, когда исправился, то и сказал пророк, что он так назовется. Таким образом, если какое-либо происшествие яснее самого имени показывает того, кто его совершил, или им воспользовался, то Писание действительность события вменяет ему в имя».Святитель Филарет (Дроздов) пишет: «Имя Еммануил было предсказано не как собственное имя Иисуса Христа, но как имя, означавшее, чем должен быть Иисус Христос, и действительно, поелику Он был в одно время и Бог и человек и обращался с людьми, то Он воистину был Еммануил, то есть: с нами Бог. Подобным образом, тот же Исайя говорил: и нарицается имя Его: Чуден Советник, Бог крепкий, Князь мира, Отец будущего века (Ис. 9:6); это не значит, будто каждое из сих имен должно быть Его собственным именем, но показывает только то, что Он будет всем, что означают имена сии, и что каждое из них Ему прилично».

Знаете ли Вы, что пророчества о том, что Иисус будет наречен Назореем, нет Священном Писании?В Священном Писании о поселении Иисуса в Назарете сказано: Да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется (Мф. 2:23).

Архиепископ Аверкий (Таушев), рассуждая об этом библейском стихе, говорит: «Такого пророчества в Ветхом Завете мы, однако, не находим. Высказывалось предположение, что это пророчество находилось в книге, потерянной евреями. Другие думают, что Евангелист не указывает здесь на одно какое-нибудь пророчество в частности, но имеет в виду общий характер всех пророчеств об уничиженном состоянии Христа-Спасителя», потому что «выйти из Назарета это значило быть в пренебрежении… С другой стороны, “назореями” в Ветхом завете назывались люди, посвятившие себя Богу; быть может, и это было причиной наименования Иисуса Христа назореем, как высшего носителя назорейских обетов — полного посвящения Себя на служение Богу».

И блаженный Феофилакт Болгарский писал: «Назореем наречется: какой пророк говорит об этом, не находится теперь: ибо по нерадению евреев, равно и по причине постоянных пленений, много пророческих книг погибло. Но возможно, что это пророчество передавалось у иудеев незаписанным. Назорей значит “освященный”; так как Христос свят, то справедливо Он назывался и Назореем, ибо “святым Израиля” Господь называется у многих пророков».

Знаете ли вы, что явление Вифлеемской звезды также было исполнением ветхозаветного пророчества?В числе ветхозаветных пророчеств об Иисусе Христе есть текст, который исследователи относят к Вифлеемской звезде. Вот это пророчество:

Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых (Чис. 24:17)

По мнению епископа Буэнос-Айресского и Южно-Американского Александра (Милеанта) (1938–2005) это пророчество волхва Валаама, упоминаемое в Ветхом Завете, о Звезде (Христе) из колена Иакова положило начало верованию, как израильтян, так и персов, от которых пришли упоминаемые в Евангелии волхвы, что пришествие Мессии будет предварено появлением на небе яркой звезды.

Знаете ли вы, что о принесении даров с Востока также было возвещено одним из ветхозаветных пророков?

Псалмопевец Давид в псалме 71 говорит: цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары; и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему (Пс. 71:10,11).

Речь идет о принесении даров царицей Савской царю Израильскому Соломону. Царица пришла из далеких земель, чтобы послушать мудрость Соломонову, которой наградил его Господь. Это событие — прообраз пришествия к Христу волхвов из далеких земель и принесения даров.

Евфимий Зигабен, византийский богослов и экзегет XII века, так пишет об этом пророческом стихе: «Некто приспособляете это к Соломону, к которому многие купечества неслись на кораблях. Но все сии с верою истинно покорились Христу, поклонились Ему, как Богу, и принесли дары чрез волхвов, как царю. Островами, приносящими дары Христу, могут быть и души», отходящие «от горького неверия», а «Аравляне — по переводу — запад», те, «у которых солнце, бывшее по заблуждению [их] в уважении, скрылось и наступил вечер [то есть конец] худых дел» после обращения их ко Христу, которое выражается именем Сава, «ибо Сава… значит обращение». Фарсис же, по толкованию Евфимия Зигабена, означает созерцание радости.

Отвечая на вопрос, почему к рождеству Господа первыми пришли восточные волхвы из Персии, а не из другого места или народа, византийский богослов пишет, что они, во-первых, этим исполнили то самое древнее пророчество, упоминаемое выше: Цари Аравские и Сава представят дары, «ибо персы тогда владели сими странами. Земля их доставляет отличное золото и смирну и ладан».

Именно потому надлежало персам, «получившим в то время первенство, прийти и поклониться первому и единственному царю веков — явившемуся на земли Христу Богу нашему — с принесением Ему даров». Этим они «засвидетельствовали бы, что родившийся царь есть Владыка и Господь и царь и над теми, которые владели над всею почти землею и имели первенство пред всеми, которому они долженствовали и покланяться, и сопутствовать как щитоносцы Его».

Знаете ли вы, почему именно две тысячи лет назад пришел в мир Спаситель?К моменту Рождества Христова человечество созрело настолько, что было способно принять весть о Рождении Сына Божия. Апостол Павел пишет: Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление (Гал. 4:4, 5).Святитель Лев Великий, папа Римский, так толкует данные слова святого апостола: «Итак, возлюбленные, настал срок, предназначенный для искупления людей. Приходит в эти последние времена мира Иисус Христос, Сын Божий, сходя с Небесного Престола, но не отступая от славы Отца, являясь новым Рождеством в новом облике».

Можно подумать, что Бог медлил в деле спасения человечества от власти диавола и греха.Святитель Лев по этому поводу пишет: «Воплощение же Слова всегда стремилось к свершению, и Таинство Спасения человеческого никогда ни в какое время не медлило. Его проповедали Апостолы, возвестили пророки, и не запоздало с исполнением то, что всегда было предметом веры».

Помимо этого, Сын Божий родился именно 2000 лет назад, так как не мог нарушить Своего пророчества, данного пророкуДаниилу.Пророчество гласит: Семьдесятседминопределены для народа твоего исвятагогорода твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк,и помазан былСвятыйсвятых.Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семьседмин и шестьдесят двеседмины; и возвратится [народ] и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена (Дан. 9: 24–25).

Иеромонах Иов (Гумеров) толкует данное пророчество следующим образом: «Подседминойпророк разумеет семь лет. Семьдесятседмин составят 490 лет. <…>Речь здесь идет об искуплении Христом Спасителем людей, нарушивших волю Божию и совершивших грехопадение. В пророчестве прямо указан Мессия… Отсчет семидесяти седмин (490 лет) начинается с даты восстановления Иерусалима».

Таким образом, Спаситель пришел в мир 2000 лет назад, так как наступила полнота времен, а также на это время указывало пророчество, полученное пророком Даниилом от Самого Бога.

Знаете ли вы, какие события обычно изображают на иконе Рождества Христова?Первые изображения Рождества Христова находятся в христианских катакомбах Рима. Росписи, датируемые II веком, изображают Матерь Божию со Святым Младенцем, восседающую на престоле, и волхвов с дарами, пришедших поклониться Царю. На этих росписях всегда разное число персидских волхвов, но очень скоро сложилась традиция изображать именно трех волхвов разного возраста: молодой, зрелый и старый. Уже гораздо позже, в эпоху Возрождения, на изображениях Рождества Христова будут фигурировать чернокожий, европеец и азиат в персидских одеждах, как бы в свидетельство того, что все народы преклонятся перед воплотившимся Господом.

Вскоре на иконах Рождества Христова Дева Мария начала изображаться лежащей на одре рядом с Младенцем.

Когда Церковь при Константине Великом обрела свободу и вышла из катакомб, церковное искусство стало быстро меняться и развиваться. Вскоре на иконах Рождества Христова Дева Мария начала изображаться лежащей на одре рядом с Младенцем. Стали появляться очертания пещеры, в которой, согласно Евангелию, родился Христос и был положен в ясли (кормушку для скота). Изображается и та самая Вифлеемская звезда, проливающая свой свет на рожденного Спасителя. В верхней части иконы появляются небесные воинства, возвещающие благую весть, пастухи, Иосиф Обручник, сидящий у ног Богородицы, и сюжет омовения Младенца в нижней части иконы. Помимо стада пастухов, у яслей традиционно начинают изображаться осел и вол, смотрящие на Младенца. Окончательно византийская традиция иконографии Рождества Христова канонически сформировалась лишь после окончания борьбы с иконоборчеством, в IX веке. Именно эту традицию впоследствии восприняла русская иконопись. Икона XV века, приписываемая Андрею Рублеву, стала образцом изображения этого светлого праздника.Как мы уже знаем, волхвы, скорее всего, пришли к Спасителю лишь после Его Рождества. Поэтому нередко они изображаются несколько раз на одной иконе: идущими в Вифлеем (или на конях) и приносящими дары Спасителю в вертепе. Чем к более поздней эпохе относится изображение Рождества, тем это изображение более сложно и многословно. Здесь появляются такие сюжеты, как бегство святого семейства в Египет и избиение Вифлеемских младенцев.

Одной интересной особенностью традиционной иконы Рождества Христова является фигурирование рядом с Иосифом Обручником некоего человека. Некоторые исследователи называют его чуть ли ни бесом, искушающим старца, по другой версии это престарелый пастух, который наводит на него сомнения по поводу бессеменного зачатия Младенца Иисуса. Но эта версия также опровергается тем, что на многих старинных иконах престарелый пастух изображается отдельно от праведного Иосифа. В древних росписях рядом со святым старцем иногда изображался пророк Исайя, засвидетельствовавший Боговоплощение задолго до Рождества Христова.

Иконография праздника продолжает развиваться, в ней может появляться изображение различных, связанных с Боговоплощением, событий, но всегда, как и в древности, икона Рождества будет в первую очередь источать ощущение близости непостижимого Бога к людям, ощущение Его всемогущества и безграничной любви.

Редакция сайта Сретенской семинарии


КАК ПРАЗДНОВАТЬ НОВЫЙ ГОД И КАК ВСТРЕТИТЬ РОЖДЕСТВО

(+ВИДЕО)

Я не уверен, дорогие друзья, что сам Господь праздновал свой день рождения. Рождество не праздновали апостолы, в первые века этого праздника не было. А почему же мы празднуем Рождество?Если у нас есть живое общение с Богом, если мы ощущаем в себе благодать, которую дал нам Бог в Крещении, миропомазании, если после Причастия Святых Таин мы можем беседовать со Христом, тогда, конечно же, наверное, эта молитва, в которой особенно преуспевали подвижники, заменит нам все праздничные тексты, все праздничные церемонии. Но мы же с вами – не святые люди, мы же, к сожалению, очень часто забываем о Боге. И поэтому нам с вами очень важно вспоминать о всем том, что явил нам, придя на эту грешную землю, Господь. И вспомнить это одномоментно или ощутить это сразу, как это будет, наверное, в вечности, мы не можем. Мы живем во времени. И поэтому Церковь во времени устанавливает праздники, каждый из которых по-своему подводит нас к незыблемым, вечным, одним и тем же истинам. И праздник Рождества Христова является вторым для нас после Пасхи праздником, второй Пасхой, которая наиболее полно приоткрывает нам тайну нашего спасения.Нужно сразу сказать, что готовясь к празднику Рождества, мы постом готовимся не только к нему, но и к празднику Богоявления. Когда-то эти праздники соединялись вместе, вместе с воспоминанием о Рождестве Христовом, о явлении Троицы на Иордане, соединялось воспоминание других событий. Но сейчас Церковь празднует отдельно – Рождество и отдельно – праздник Богоявления, праздник Крещения Господня, соединяя их Святыми Днями, так называемыми Святками. Мне хотелось бы напомнить вам о том главном смысле, которые имеют оба этих праздника. Праздник Рождества особенно являет нам тайну Боговоплощения, тайну соединения двух природ во Христе. А праздник Богоявления говорит нам о Троице, о трех лицах Божественных, соединенных одной природой и имеющих различия по ипостасям по своим. И поэтому, конечно же, важен и праздник Рождества, и праздник Богоявления. Они предваряют главный праздник церковного года – Святую Пасху – и предваряют Богоявлением окончательный праздник церковного года, как он называется в церковных книгах, праздник Сошествия Святого Духа, праздник Святой Троицы.

Что же самое главное в празднике Рождества? Самое главное – это, конечно, Литургия. Даже не одна литургия, а две. Потому что в праздник Рождества совершаются две Литургии. Одна Литургия должна совершаться вечером, под праздник, а другая Литургия – в самый день праздника. В наше время первая Литургия совершается не вечером, а утром, но совершается тем не менее после вечерни. И вот эти две литургии, участие в этих Литургиях, является главным празднованием праздника Рождества Христова по плоти. Причастие Святых Таин является главной радостью и главным событием для тех, кто готовится к празднику Рождества сорокадневным Рождественским постом. Сама Литургия остается той же самой. Литургия всегда равна самой себе. Но во время поста, во время слушания песнопений, во время слышания и воспоминания евангельских событий, мы имеем возможность лучше подготовиться и лучше воспринять то, что Господь дарует на каждой Литургии.

Я хотел бы вам сказать, что, конечно же, очень важно причаститься и 6 января, в день Рождественского Сочельника, и быть на службе, если есть такая возможность, с самой Великой Вечерни, услышать замечательные стихиры, которые являют высший образец церковной гимнографии, высший образец церковной поэзии, с которым не сравнимы никакие другие произведения и светской даже поэзии, наверное. Богословие настоящее – оно, конечно, может существовать только в стихах, как некая песнь Богу. Я очень советую почитать вам тексты этих стихир накануне, постараться их понять и взять с собой их текст на службу, чтобы суметь следить за тем, что поют певчие. Советовал бы, конечно, выбрать такой храм, где стихиры поются полностью, где не сокращаются, и советовал бы найти такой храм, где певчие пели бы выразительно, молитвенно и понятно.

На сайте miloserdie.ru есть тексты этих стихир с одновременным их пением, так что вы можете познакомиться с этим заранее, послушать их, полюбить их, выучить тексты наизусть. Конечно, Причастие – это главная радость нашей жизни, главный ее смысл. Это Таинство соединяет нас с Богом, это Таинство освящает всю нашу жизнь, это Таинство меняет нас изнутри, это Таинство меняет нас настолько, насколько мы себя изменить не можем. Сам Бог приходит к нам, входит в нашу душу, в наше сердце и меняет черное на белое, печальное на радостное, темное на светлое, удаляет греховный налет или язвы, лечит нас, сращивает душу в тех местах, где она изломана. И, конечно, Причастие – это главная радость каждого христианского праздника. И с Причастием несравнимо ничто другое – ни елка, ни подарки, ни гости, ни колядки, ни что-то еще – ни дела милосердия даже. Об этом нужно обязательно помнить и, готовясь к празднику, готовиться к соединению с Богом в Причастии Святых Христовых Таин.

Я бы очень советовал вам после Причастия не сразу начать разговаривать с друзьями, не сразу забывать о том, что только что произошло с вами, а побыть с Богом, побыть со Христом. Преподобный Серафим, когда причащался, ни с кем не разговаривал после Причастия, уходил в свою келью и пребывал в одиночестве, общаясь с Богом. Вот, хотя бы немного побыть с Богом, поблагодарить Его, попросить Его о помощи, помолиться о своих близких, конечно, очень важно после Причастия. Это – особые минуты, особой близости Бога. Во время Святок будут праздники, которые, конечно же, очень важны, в которые, конечно, тоже можно причаститься Святых Таин. Нужно просить своих духовников и священников храмов, куда вы ходите, чтобы они разрешили вам это делать. Вы же готовились сорокадневным постом не только к празднику Рождества, но и к Святкам, и к празднику Богоявления. И поэтому, конечно же, в дни Святок, как в дни Светлой Седмицы, можно и нужно причащаться чаще.

На второй день Рождества празднуется Собор Пресвятой Богородицы. Рождество Христово – это, конечно, праздник Божьей Матери. И мы особенно в этот день молимся Пресвятой Богородице о спасении нас и всего мира.

Мы празднуем воскресный день после Рождества, как особый праздник. Празднуем 14 января по новому стилю память Святителя Василия Великого, Обрезание Господне. И 15 января – теперь в XX веке, начиная с XX века – празднуем память преподобного Серафима Саровского. Удивительные праздники.

Ну, а затем начинаем готовиться к празднику Богоявления. Он тоже имеет специальный день поста — Крещенский Сочельник. В Крещенский Сочельник тоже освящается вода, как в праздник Богоявления, и, конечно, эти два дня, так же, как день Рождественского Сочельника и Рождества, являются днями великого празднования, и, конечно, в эти дни тоже нужно быть в церкви и можно причаститься Святых Христовых Таин. Я говорю все это для тех, у кого есть такая возможность. Если нет такой возможности, если у вас много детей, если вы работаете, если вы заболели – конечно же, это невозможно. Но, если это получится у вас, конечно, будет очень большая радость на душе.

Очень важно, вслушиваясь в те слова, которые звучат в храме, просить Бога, чтобы он наполнил нашу душу этими смыслами, которые есть во всех этих стихирах, песнопениях. Мы, к сожалению, очень замусорили свое сознание понятиями здешней жизни – скорбями, трудностями: кризис, война, размолвки, ссоры, недовольство и все такое прочее. Но душа должна жить не этим. Это все пройдет и уйдет, в конце концов, и этого все равно не миновать, это всегда было в жизни, есть и будет, земная как бы сторона ее. Нужно жить, как говорил преподобный Амвросий Оптинский, как крутящееся колесо. Оно все время отталкивается от какой-то точки, от земли и устремляется вверх, когда там телега едет по земле. Вот такой образ нужно вспоминать и все время отталкиваться от всех тех земных впечатлений, от всех тех земных дел – нельзя с ними не соприкасаться, но нужно все время устремляться к другому. И, если это другое наполнит нашу жизнь, тогда, конечно же, она преобразится.

Некоторые люди ищут счастья и думают, что счастье наступит тогда, когда что-то в их жизни изменится. Ну, действительно, когда что-то меняется – вдруг человек выиграл там какую-то сумму большую в лотерею, или вдруг повезло – девушка вышла замуж, или родился долгожданный ребенок – конечно, меняется что-то, конечно, можно и нужно радоваться. Но нужно понимать, что за этим придет какая-то скорбь тоже, потому что все события этой земной жизни как бы имеют двойную сторону. Есть в этом что-то хорошее, но в этом есть и что-то трудное. И есть безоблачная радость – там, над облаками – и к которой нужно быть обязательно приобщенным. У нас есть часть души, которая называется духом. И вот этот дух наш – он должен все время пребывать там, с Богом, он не должен опускаться вниз. И в праздники как раз и нужно учиться именно так жить, помнить о смысле этого Рождества.

Нужно познакомиться с историей, конечно, Рождества. Я недавно узнал, что многие люди, которые ходят в храмы, думают, например, что поклонение волхвов было одновременно с поклонением пастухов. А на самом деле, следуя из евангельского текста, поклонение волхвов было, скорее всего, после Сретения. Мы вспоминаем это на Рождество – поклонение волхвов, но, если бы они пришли на Рождество ко Христу, и если бы перед этим они известили Ирода о том, что родился Царь Иудейский в Вифлееме, и если бы потом они ушли в другую страну, и если бы Младенца из Вифлеема принесли в ветхозаветный храм, ведь это могло бы кончиться плохо. И мы знаем, что, когда они ушли, явился Ангел Господень Иосифу и сказал, чтобы они бежали в Египет. То есть бегство было сразу после посещения волхвов. Поэтому большинство толкователей Евангелия считает, что поклонение волхвов было после Сретения.

Некоторые считают, что вообще оно было через два года после рождения младенца, поскольку Ирод повелел убить всех детей от двух лет и ниже, узнав время появления звезды. Некоторые думают, что с появлением звезды родился Богомладенец – и волхвы шли два года, чтобы посетить его, и тогда только нашли его, когда Младенец был уже достаточно большой. Вот такие, например, детали, я думаю, что не всем даже известные, не все об этом задумываются. Но ведь можно же это узнать, это же интересно.

Конечно, это – не главное. Главное – что свершилось при Рождестве Христа соединение двух природ: Бога и человека. Оно, наверное, даже свершилось, началось свершаться, раньше, после Благовещения. Вот как эти природы соединяются во Христе? Церковь определила специальным догматом образ этого соединения – как это могло быть? Как Бог мог стать человеком? Как соединялось в нем человечество и божество – в одной личности, в одной ипостаси Сына Божия? Удивительная тайна. Ну, и потом, конечно же, сама эта евангельская история нас очень многому тоже может научить, если мы будем об этом думать, рассуждать.

Богомладенец должен родиться в Вифлееме. Приходит дева Мария со старцем Иосифом и видит, что нет мест в гостиницах, все заполнено народом. В наше время люди все время мигрируют, и если бы сейчас объявили перепись по тому месту, где ты родился, я думаю, что никакие бы службы воздушные не справились с перевозом людей. Но тогда тоже, очевидно, люди переселялись с места на место, жили в других местах. И поэтому в Вифлеем пришло много людей, которые там не жили, но там родились – и мест в гостиницах не оказалось для этих людей. И вот смотрите: иудеи, люди благочестивые, воспитанные Ветхим Заветом все-таки, не приняли в гостиницу – никто не принял – беременную… Ну, они не знали, кто это, но все-таки: в наше время, окажись беременная на улице наших городов, я не знаю, наверное, помогли бы ей, думаю. А тогда не приняли ее. Или, может быть, дева Мария настолько была скромна и кротка, что не стала настаивать на этом; старец Иосиф не пытался договориться с кем-то, заплатить что-то, у них не было денег, может быть, но как-то, чтобы рождение Христа было не в вертепе. Конечно, это было промыслительно, этот пещерный хлев – он прообразовал собой пещеру, в которую было положено тело Христа после распятия. Ну, по-человечески, конечно, это немножко непонятно, как так могло получиться. И, конечно, это говорит и о кротости и о смирении девы Марии и о кротости и смирении Бога, Который пришел на землю и на земле не нашлось даже кроватки для Него, когда он родился.

Когда пришли волхвы, Он был уже в доме – очевидно, кончилась перепись, и появилось свободное место в Вифлееме. Так написано в Евангелии. Но после Рождества такого места для него не нашлось. И этот вертеп изображается несколько романтически у нас – ослик, бычок, такие милые животные, ясли, как такая, знаете, кроватка маленькая, сено, торчащее оттуда… Но, если вы бывали когда-нибудь в хлеву, то вы, наверное, ощущали запах, холод, некую темноту. Какое-то место совсем неромантическое – хлев. И вот это, конечно, удивительно прообразует и будущие страдания Христа. И мы празднуем Рождество, но в Рождестве уже видно и то, что будет дальше с Богом, тот путь, по которому Он пойдет дальше. И, конечно, удивительна фигура Иосифа. У нас в Православной Церкви он не очень почитается, не так, как скажем, у католиков, по разным причинам. Но все-таки меня все время поражает, как он, узнав о том, что обрученная ему невеста ждет ребенка, не стал поступать по закону… Праведник должен поступать по закону – правда? – а, как написано в Евангелии, будучи праведен, захотел тайно ее отпустить.

Оказывается, праведность – не в исполнении закона, а в милосердии, сострадании и сочувствии – тайно ее отпустить. И удивительны их отношения: он ничего не спросил у нее, она ему ничего не сказала, что с ней произошло, не стала говорить ему о тайне явления архангела Гавриила. И он ничего не говорил ей. И ему явился ангел и открыл эту тайну. Вообще – удивительно, конечно, как ангелы руководили жизнью Иосифа и жизнью родившегося богомладенца. Была открыта эта тайна ангелом, он был предупрежден ангелом о кознях Ирода, он был ангелом извещен о том, что нужно поселиться в Назарете. Удивительная близость ангельского мира в этот момент к этому пещерному хлеву, всему тому, что происходило тогда в Иудее – действительно, небо тогда преклонилось Земле.

Вот все это, конечно, нужно осмыслить. Все это нужно узнать. Я бы советовал, может быть, каждому из вас написать такое изложение, «Рождество Христово», и постараться изложить все то, что вы знаете из Евангелия. Не списывать, а изложить современным каким-то языком. Тут есть, конечно, опасность – опасность профанации, опасность снизить высокий стиль как бы Евангелия, хотя Евангелие написано простым очень языком, и изложить каким-то языком для современных людей, потому что современные люди тоже представляют себе эту историю немножко как-то романтически, не понимая всей трагичности ситуации, которая была тогда, и всей высоты того, что тогда совершилось при Рождестве Христа.

Конечно, праздник Рождества – это не только служба. Вернее, так, можно сказать, что, когда совершается в храме Литургия – об этом говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский – то эта Литургия освящает не только тех людей, которые пришли в храм, и не только тогда, когда они находятся в храме, но освящает всю их жизнь. А святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил, что причастники освящают дом, где они живут, и даже скотину, которая живет рядом с ними. Вот, удивительное сопоставаление тут может быть с яслями, где лежал богомладенец, вокруг которого были такие неразумные, бессловесные животные.

И поэтому, конечно же, совершающийся праздник переполняет храм, и выливается из храма наша радость – она не только в благодарственных молитвах Богу, не только в славословиях, не только в радости внутрицерковной, но, конечно же, эта радость должна озарить и всю нашу остальную жизнь. И наше общение с другими людьми, и наш быт, и наши отношения друг с другом… Мне кажется, что очень важно на Рождество устроить для всех праздник. Подумайте, как это сделать. Конечно, на Рождество можно предаться аскетическим подвигам – строго поститься, начиная со 2 января, скажем… Бороться со своими привычками, не ходить в театр. Раньше люди, говорят, не ходили в театр и не посещали никаких увеселительных заведений в Рождественский пост. Сейчас в Великий пост этим не гнушаются, а раньше даже перед Рождеством был такой пост, когда люди избегали различных увеселений. А аскеза всегда важна и всегда нужна.

Но, кроме аскезы, нужно еще и подумать о людях, которые нас окружают – чем их можно порадовать? Какие подарки можно подарить? Подарок, мне кажется, должен быть сюрпризом. Я знаю, что некоторые объявляют, что им нужно подарить. У меня знакомая есть семья, они друг другу дарят подарки. И вот перед этим они друг друга спрашивают: «Что тебе подарить?» И тот, кого спрашивают, перечисляет, и иногда даже стоимость указывает… Детям подарки там – от двух тысяч рублей, или до двух тысяч рублей… Но подарки – это же какая-то радость, неожиданность какая-то. Эти подарки скрывали от детей – помните, в детстве? Мы, конечно, хотели чего-то, родители пытались как-то вызнать и понять, чего мы хотим. И мы расстраивались, когда вместо живой собаки нам дарили какую-нибудь игрушечную, или когда вместо игрушки дарили какую-нибудь книгу, или там новый школьный ранец, или новую одежду, свитер, скажем. Конечно, было как-то не очень радостно. А хорошие родители понимали, что подарок – это не просто обеспечение жизнедеятельности человека, а это какой-то сверх обычных каких-то жизненных потребностей должен быть подарок, этому должен соответствовать.

Поэтому, конечно же, лучше, чтобы подарок был с сюрпризом, и не знаю, как это сделать, сам я плохо умею дарить подарки, я пытаюсь спрашивать – у жены мужа, которому хочу что-то подарить, у родителей детей, которым хочу что-то подарить, скажем… Это всегда бывает сложно. Но если мы какого-то человека любим, то наверняка же знаем, что ему нужно, и что хотел бы получить в качестве подарка. Мы знаем, что этот обычай начался от волхвов. И тут тоже удивительно, смотрите: младенец – богомладенец – и дева Мария, которые жили в нищете, не отвергли этих подарков волхвов. Они их приняли – и золото, и ладан, и смирну. Вот это удивительное какое-то смирение проявляется не только в том, что человек отвергает что-то, но в и том, что он принимает то, что ему дают.

И вот мы тоже готовимся подарить какие-то подарки друг другу, но, кроме того, чтобы сделать явные подарки – положить что-то под елку, там конверт дать с деньгами или еще что-то такое – батюшке сейчас некоторые отдают там, это принято, как вы знаете… Кроме этого, можно же по-другому чем-нибудь порадовать. Вот, тебе все говорят: «Ну, что же ты такая все время злая? Ну, ты какая-то стала вообще… Ну, постарайся на праздник, сделай подарок – все эти дни праздничные, Святки, будь всегда радостной, не злой». Или говорят: «Что ты все время бурчишь, что ты все время всем недоволен, унываешь там? Ну, постарайся, в эти дни придумай, о чем тебе беседовать, о радостном, с людьми, которые тебя окружают». Или – там я не знаю – жена мужу говорит: «Ну, что ж ты со мной никогда там не сходишь…» – ну, не знаю, куда – «…в кафе? Что ж ты не приглашаешь меня в театр?» Ну, как-то ради любимой жены можно уступить? Ты не любишь театр, ты там заснешь, может быть, на середине первого акта, но все-таки – можно же сходить с ней в театр, если она хочет этого? Или дети… или какой-то порядок в доме.

Муж приходит домой – что же у тебя все время беспорядок, дети? Ну, попробуй ты, ради Рождества, ради подарка, сделай что-то для него. Или то, что мы не терпим друг друга, делаем замечания друг другу – давайте на Рождество, на праздник, не будем никому делать замечаний, вообще. Ну, мир же от этого не развалится, и дети не станут хуже – может быть, наоборот, мы научимся сдерживать себя, это же тоже может быть подарком для других. Попробуем на Рождество поздороваться с соседями – можно поздравить соседей с этим праздником, написать красивые открыточки и разложить во все почтовые ящички – хорошо. Раньше люди ходили друг к другу и поздравляли друг друга с Рождеством.

Я помню, когда был священником, очень хотел у себя в подъезде опустить в почтовые ящики всех своих соседей открытки, где написал бы: «Дорогие соседи, я живу в такой-то квартире, я – ваш сосед, я хотел бы на Рождество прийти к вам со своими детьми и спеть вам колядки, совершенно бесплатно» – чтобы они не пугались, а то они думают, что нужно что-то давать. «Наоборот, ничего мы брать не будем. Будете ли вы дома, если кто хочет – вы мне напишите, и мы с удовольствием…» Ну, правда, так у нас и не получилось это сделать. Но мы ходим с нашими детьми, с певчими, в больницу. И в детские дома для детей-инвалидов ходим, и в другие учреждения, поздравляем с праздником Рождества – очень же хороший такой, мне кажется, праздник. И мне некоторые говорят: «Ну, как это?

На Рождество – не пойти в больницу, не поздравить? Да это не Рождество! Все-таки для них вот это – радость, они должны с кем-то поделиться этой радостью. Ну как, знаете, человек с радостью не может удержать ее в себе – хочется всем рассказать, как ему хорошо, как ему замечательно, что у него там случилось. Иногда даже чересчур бывает, это так, знаете, людей даже напрягает. Нужно, чтобы была какая-то мера во всем, поэтому лучше, конечно, делать это деликатно, тактично. Вот это тоже будет праздник. На праздник пригласить к себе друзей. Ну, вы знаете, Господь велел приглашать на праздник тех, кто не может тебе ничем отдать взамен.

Поэтому, конечно, не обязательно, может быть, приглашать бездомных, не все, наверное, понесут этот подвиг, но, может быть, одиноких людей, может быть, каких-нибудь одиноких бабушек, может быть, тех людей, которые – мы знаем – нуждаются в помощи какой-то. Можно же так сделать? И не просто их накормить, а сделать для них праздник – подумайте – что-то рассказать, спеть, прочитать стихотворение, дать им что-то почитать – не знаю – снять какой-то фильм. Сейчас же очень многие делают какие-то фильмы. «ВКонтакте» или в «Фейсбуке» можно сделать какой-нибудь слайд-фильм, скажем, о Рождестве. Опубликовать какую-то хорошую фотографию, найти какой-то хороший текст, сделать какую-то, как сейчас говорят, презентацию праздника, скажем. Если бы сейчас появился хотя бы, скажем, на ста страничках такой рассказ о Рождестве, вот это изложение, как я говорил своим таким языком о празднике Рождества, наверное, это было бы хорошо. У нас, к сожалению, праздник же не празднуют, у нас празднуют Новый Год…

И тут нужно немножко сказать тоже, конечно, об этом празднике, о Новом Годе. Мне кажется, нужно нам с вами, если мы верим во Христа, помнить, что Новый Год – это 2015 год со дня Рождества Христова. То есть это – Новый Год после Рождества. И, если бы не было Рождества, не было бы этого 2015 года. И, когда Господь родился, Он вошел во время, и Он время освятил, сделал его новым. Вот если мы сумели с вами донести эту мысль до своей собственной души и до тех людей, которые этого не знают, наверное, было бы очень хорошо. Потому что Новый Год – это время какого-то ожидания. Все на Новый Год стараются как-то встретить, отметить, загадывают желания какие-то, чего-то хотят, желают – поздравляют с Новым Годом, с новым здоровьем, с новым счастьем… Но ведь это новое-то – оно только во Христе. Без Христа не будет ничего нового – все будет старое, даже еще хуже будет, каждый Новый Год будет все хуже и хуже.

А если со Христом жить, если после Нового Года перейти к празднованию Рождества, приготовиться к нему в оставшиеся дни строгого поста – строгий пост начинается со 2 января – тогда, наверное, действительно наступят новое время и новая жизнь – жизнь обновится. «Обновится, яко орля, юность твоя». Обновится жизнь человека. Будучи старым, он вдруг ощутит ту радость, которая была у него в детстве. Помните, в детстве как было хорошо? А после смерти? Эта радость, если мы будем достойны Царства Небесного, конечно, не сравнится ни с какой даже детской радостью – эта радость будет удивительная, и она открывается тем, кто живет со Христом. И вот нам с вами, дорогие друзья, нужно подумать о том, как же нам провести эти дни, Дни Святые, дни Рождества, как провести дни особой подготовки к Рождеству, после 1 января, как встретить Новый Год так, чтобы это не было грехом и не было бы искушением для других?

1 января – день мученика Вонифатия, молится Церковь тому, кто страдал винопитием – недугом винопития – и от него избавился и стал христианским мучеником. В эти дни замечательно гулять по городу, когда все спят. В эти дни очень хорошо прийти на Литургию, 1 января. Можно посидеть за столом, но встретить Новый Год, скажем, не по-московски какой там город за час до Москвы встречает Новый Год? Не знаю… Ну, может быть, по дальневосточному времени еще рано встречать Новый Год, некоторые начинают уже и с Японии его праздновать, но, наверное, можно встретить чуть пораньше, чтобы после двенадцати уже ничего не вкушать и не пить, и после этого прийти в храм – это был бы замечательный, скажем, праздник Нового Года.

У нас в храме на Новый Год будет совершаться ночная служба. Придут сюда наши прихожане, те, которые хотят побыть на Новый Год вместе, на Литургии, причастятся Святых Таин, и потом отметят, встретят Новый Год. Потому что на Новый Год, конечно, некоторые хотят поспать – но спать бывает трудно. Может быть, в этом году будет меньше хлопушек, взрывов всяких. Сейчас ввели какое-то ограничение на использование всей этой техники, но, тем не менее, конечно, трудно спать, когда вокруг все гремит, шумит – в Москве, скажем. Кто-то уезжает, может быть, в другие места, но вот если прийти в храм в этот день – все равно не спится – то, конечно, хорошо побыть на Литургии.

Ну, дорогие друзья, вот и все, что я хотел вам сказать о великом празднике Рождества по плоти Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон (Шатов)
Текст: Екатерина Загуляева

Источник: Милосердие.Ru

29 декабря 2016 г.


ДАРИТЕ КНИГИ К РОЖДЕСТВУ!

Приближается главный зимний праздник – Рождество Христово. Многие люди задумываются сейчас о подарках для родных, друзей, знакомых, коллег. Я хочу дать совет: не забывайте дарить друг другу книги!

Книги лучше выбирать неспешно, заранее. Поэтому не надо оставлять выбор и покупку подарков на самые последние предпраздничные дни и торопливо брать «хоть что-нибудь». Лучше задуматься об этом раньше, когда еще есть время.

Обратите внимание на издания, ставшие победителями и призерами конкурса «Просвещение через книгу»

Предлагаю обратить внимание на издания, ставшие в этом году победителями и призерами конкурса «Просвещение через книгу». Здесь есть книги на любой вкус.

Если вы хотите сделать роскошный книжный подарок, обратите внимание на историко-искусствоведческий альбом «Донской монастырь» (эта книга получила главный приз конкурса) или на прекрасно иллюстрированную, со множеством фотографий книгу Георгия Юдина «1000 лет русскому монашеству на Афоне. Свет миру». Если тема Афона особенно интересует дарителя или адресата подарка, могу также порекомендовать книгу Михаила Шкаровского «Тысяча лет Русского Афона (духовный подвиг русского монашества)».

Кроме бумажных изданий подарить можно и аудиокниги. Если вы выбираете подарок для человека со слабым зрением, для пожилого человека, который всегда любил читать, а сейчас ему это стало трудно, для кого-то, кто любит делать что-то и одновременно слушать интересные произведения, для любого человека, который любит не только читать, но и слушать художественные тексты, аудиокнига может быть хорошим вариантом. Среди победителей и призеров конкурса есть цифровые издания произведений Александра Пушкина, Николая Гоголя, Владимира Тендрякова, а также аудиокнига «Святые земли Курской».

Тем, кто особенно любит русскую литературу, советую обратить внимание на книги, отмеченные в этом году в номинации «Лучшее художественное произведение». В первую очередь это «Осень в Задонье» Бориса Екимова. У этой книги очень точный подзаголовок: «Повесть о земле и людях». Борис Петрович Екимов – талантливый писатель, в этом году он стал лауреатом Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В повести «Осень в Задонье» есть всё то, за что читатели ценят прозу этого автора: истинное умение создавать художественный мир, неповторимый высокохудожественный язык мастера слова, чудесные описания природы, искренний интерес писателя к своим героям самого разного возраста (от маленьких детей до стариков), умение показать их сердца, души, саму их «живую жизнь»; смелость ставить самые животрепещущие вопросы из разных областей жизни человека, умение показывать в тексте варианты ответов на некоторые из них, варианты решения жизненных задач, но тут же и честное и жизненное развитие ситуации, в котором появляются новые вопросы. Борис Екимов не боится касаться по-настоящему острых проблем, решить которые в одночасье невозможно, но и не замечать их нельзя: человек должен уметь видеть разные стороны мира, в котором он живет.

Также можно порекомендовать роман Николая Фуделя (сына писателя, философа Сергея Фуделя) «Великий князь Михаил Тверской». При жизни Николая Фуделя его произведения печатались мало, а это очень интересный автор. Роман «Великий князь Михаил Тверской» – о Руси времен ига, о некоторых острых и трагических событиях этого периода, о соперничестве Москвы и Твери, о начале собирания земель вокруг Москвы и, конечно, о святых князьях Тверского дома. Кроме исторической, государственной тематики автор вводит в роман и лирические линии, делает своих героев живыми, не сводимыми к одной роли. Большинство вопросов, которые автор ставит в романе, не потеряли актуальности и сегодня.

Хочу сказать и о книге Олеси Николаевой «Грузинская рапсодия». Многие-многие годы русский и грузинский народы жили в одной стране. У людей были дружеские отношения, родные и знакомые ездили друг к другу в гости, был взаимный интерес к культуре, к обычаям. Потом, в результате известных событий из мира политики, Россия и Грузия оказались разными государствами, официальные отношения между ними временами были напряженными. А у обычных людей возможностей побывать в Грузии (или в России) стало значительно меньше, возможностей узнать подробнее о жизни людей, их стремлениях, настроениях, об искусстве – тоже меньше. «Грузинская рапсодия» помогает вспомнить о Грузии то, что люди успели подзабыть за время не самых простых отношений между государствами, и позволяет узнать много нового о ней. Название очень соответствует сути книги: она действительно вызывает ассоциации с музыкальным произведением.

    Обратите внимание на произведения Ирины Богдановой. В прошлом году ее «Мера бытия» получила на конкурсе «Просвещение через книгу» первое место. Это книга, которая будет интересна и полезна людям всех возрастов, начиная с подросткового. Ирина Богданова пишет о жизни в блокадном Ленинграде, открывает читателю много нового о тех тяжелейших днях, дает молодым верные ориентиры. Это одна из лучших книг в современной русской литературе. В этом году книга Ирины Анатольевны Богдановой «Дом, где тебя ждут» также отмечена экспертами конкурса. История нескольких поколений одной семьи, разные исторические события, разные государства – и через всё это проходит главное: важность христианских ценностей, важность родного дома (дома в широком и узком смысле), человечность, умение отодвинуть свое сиюминутное желание и помочь другим людям, потратив на это время, силы, средства, при необходимости рискуя не только своим благополучием, но и жизнью.

Всем, кто интересуется историей, культурой, как церковной, так и светской, можно посоветовать издания, ставшие победителями и призерами в разных номинациях нашего конкурса. Это, к примеру, очень интересный труд Елены Шатько «Колокольный звон Белой Руси: тысячелетие традиции». Обратите внимание на книги «История Русской Церкви. Митрополичий период: 988–1589 гг.» архимандрита Макария (Веретенникова), «Князь Владимир и истоки русской церковной традиции: этюды об эпохе принятия Русью христианства» протоиерея Константина Костромина, «Отечество в Великой войне 1941–1945 годов. Образы и тексты». Если читатель хочет знать больше о людях, оставивших в истории заметный след, ему будут интересны такие издания, как «Аксаковы: семейная энциклопедия», «Патриарх Победы. Жизнь и церковное служение патриарха Московского и всея Руси Алексия (Симанского)» Михаила Одинцова, «Преподобномученица Елисавета Феодоровна и ее обитель» протоиерея Михаила Ходанова, «Софья Палеолог» Татьяны Матасовой. Конечно, я назвал не все книги, ставшие победителями и призерами конкурса. Все издания, которые были отмечены экспертами конкурса «Просвещение через книгу», перечислены на официальном сайте Издательского совета. Безусловно, хорошим подарком к Рождеству будут не только книги из этого списка, но и другие полезные, качественные издания.

Дарите книги к Рождеству родным, друзьям, знакомым, коллегам. Если вы уже давно приготовили другие подарки, можно подумать: не добавить ли к ним еще и книги? Книга ведь может быть и частью подарка.

Если вы знаете вкусы, сферу интересов того, кому собираетесь сделать подарок, то среди многообразия книг обязательно найдете то, что может его заинтересовать. Если же по какой-то причине знаете об адресате подарка не очень много, всегда можно найти издание, которое будет приятно посмотреть, полистать, почитать любому человеку.

Дарите книги взрослым. К примеру, в последние годы выходит много переизданий книг, которые до этого печатались десятилетия и даже полвека назад. Многие рады такой встрече с полюбившимися когда-то произведениями. И это не просто книжный подарок, это еще и множество воспоминаний, которые он вызовет.

Издаются разные тематические сборники художественных произведений, связанных с Рождеством и Новым годом. Есть сборники, включающие в себя довольно редкие тексты, созданные в прошлые века, которые в советские годы практически не печатались. Такие книги можно подарить взрослым, детям, целым семьям.

Обязательно дарите книги детям. Особенно тем, кто растет в семье, где книгу не любят и не ценят

Обязательно дарите книги детям. Бывает, у людей возникают сомнения: у семьи и так много книг, надо ли им еще? И какие надо, чтобы не принести то, что у них уже есть? На самом деле те, у кого дома много книг, любят книги, радуются книгам, собирают себе библиотеку.

Я вспоминаю случай, который рассказал мне один мой знакомый. Как-то у меня с ним должна была быть встреча в Издательском совете, и он приехал вместе с супругой. В Москве в тот день, как оказалось, не было пробок, и когда они приехали, то до приема было минут тридцать. Супруга предложила пойти в книжный магазин, но мой знакомый ей ответил: «Мы ничего не купим! У нас дома три с половиной тысячи книг…» Но все же супруга настояла на своем, и они пошли посмотреть, какие новые книги есть в продаже. И как они сказали, в магазине они купили несколько коробок книг: одни – для себя, а другие – для подарков. Почему это произошло? Ведь у них хорошая библиотека. Да потому что люди, собравшие огромную библиотеку у себя дома, знают книги, разбираются в книгах и, сколько бы ни сетовали, что уже и места дома совсем не осталось, всё-таки не смогут удержаться от покупки новой хорошей книги для себя или подарить кому-то из своих близких.

Вспоминаю также недавний разговор с женщиной, собравшей хорошую домашнюю библиотеку. Она купила в подарок дочкиному однокласснику на день рождения хорошую, интересную, прекрасно изданную книгу. Мальчик и вся его семья были от книжки в восторге, буквально не могли оторваться от нее несколько дней. Вскоре был день рождения девочки, и мама мальчика позвонила ее маме, чтобы спросить, чем можно порадовать ее дочку, что ей купить. Собеседница стала перечислять: дочка любит то, что связано с рисованием, лепкой, мягкие игрушки, книжки… «Книжки? Как вам книжку подаришь? Я же была у вас, видела, сколько у вас шкафов, полок с книгами!» – воскликнула мама мальчика. Она решила, что людям, у которых такая библиотека, сложно подобрать книги в подарок, у них, наверное, есть уже всё, что может быть нужно. А на самом деле увлеченные читатели всегда рады новой книге. Если же человек опасается подарить то, что у адресата подарка уже есть, всегда можно незадолго до праздника спросить: «У вас есть (название книги)? Нет? А не знаете, хорошая книжка? Вы бы хотели?» Ответы помогут сделать вывод, нужна ли человеку такая книжка. Если окажется, что да, вполне можно закончить разговор фразой: «Не покупай тогда пока, я хочу подарить тебе такую».

Противоположная ситуация, то есть полное или почти полное отсутствие книг в доме адресата подарка, кажется не менее сложной с точки зрения выбора и вообще уместности книжного подарка. Может показаться: зачем дарить человеку книги, если он ими явно не интересуется, совсем не стремится иметь их дома? Если это взрослый человек, решение нужно принимать, зная детали ситуации и немного больше о самом человеке. Если же речь идет о ребенке, то мой совет: принесите детям в подарок книги. Если в доме, где он живет, книг нет, то где ему познакомиться с книжным миром, открыть его для себя, как узнать, какое это чудо? Дайте возможность ребенку иметь свои книги – и результат обязательно будет. Возможно, не такой явный и быстрый, как нам хотелось бы. Но даже самые маленькие семена добра, просвещения по милости Господней не пропадут. Если сомневаетесь в возможности ребенка, растущего в семье, где книги не знают, не ценят, не стремятся иметь, обрадоваться книге как полноценному подарку, то сделайте книгу частью подарка, добавив к ней еще что-нибудь.

    Приведу примеры книг интересных, полезных, актуальных для всех. Это сказки. Бывают сборники народных сказок, литературных, а также со сказками обоих типов. Издаются сборники сказок одного народа, родственных народов, проживающих на одном континенте, а также сказки разных народов со всего мира. Увлекательный сюжет, «добрым молодцам урок», знакомство с реалиями жизни и особенностями разных народов – всё это делает сказки интересным и полезным чтением для всех. Другим хорошим вариантом подарка для каждого юного читателя могут быть сборники рассказов и/или стихотворений о природе. Лирические, познавательные, подходящие для разного возраста. Небольшой объем позволяет даже начинающим или очень загруженным читателям знакомиться хотя бы с одним законченным произведением в день. И сказки, и произведения о природе присутствуют как в основной школьной программе, так и в списках по внеклассному чтению, так что такие книги в любом случае пригодятся юному читателю.

Не забывайте о тех, кто особенно нуждается во внимании: малообеспеченных, инвалидах, о людях из домов престарелых

Выбирая подарки для близких людей, не забывайте о людях, которые особенно нуждаются во внимании. Я говорю сейчас о детях из малообеспеченных семей, об инвалидах, о людях из домов престарелых. Мы нередко считаем, что не можем кому-то помочь, так как наши материальные возможности позволяют нам выделить на это только «крохи, о которых и говорить не стоит». Пусть у вас малый достаток, но сейчас, в преддверии Рождества, вы, вероятно, сможете сделать кому-то из нуждающихся какой-то, пусть самый скромный, подарок. Это может быть книга. Среди ваших знакомых, наверное, есть семьи, которые живут бедно? Подарите им книгу, принесите книгу в их дом к Рождеству. Люди с ограниченными возможностями, пожилые люди, особенно живущие в специализированных учреждениях, не имеют доступа ко всем достижениям современного мира. Если вы передадите книги для их библиотеки, то этим подарите им много часов полезного и приятного времяпрепровождения.

В небольших населенных пунктах в библиотеках нередко очень скромный, часто весьма «потрепанный» фонд, который может не пополняться годами из-за проблем с финансированием. Если вы передадите в такую библиотеку новую хорошую книгу, то сделаете подарок всем читателям. Подчеркну, что книжный подарок вы можете сделать даже при самых скромных финансовых возможностях, выбор здесь огромный.

Привлекайте к выбору таких подарков детей: «Петя, мы выбрали подарки для бабушки и дедушки, для тети Иры и для твоих друзей. Давай купим что-нибудь к празднику для тех, с кем мы не знакомы, но точно знаем, что им нужно помочь. Или для нашего знакомого дедушки Вани. Он живет один, денег у него мало, видит плохо, но он всю жизнь любил читать. Давай подумаем, что бы для него выбрать». Важно, чтобы маленький человек понял: праздник – это когда ты не только получаешь подарки, но и даришь их другим людям, в том числе тем, кто сейчас нуждается в помощи.

Митрополит Калужский и Боровский Климент,
председатель Издательского совета Русской Православной Церкви

29 декабря 2016 г.