ДВУНАДЕСЯТЫЕ И ВЕЛИКИЕ ПРАЗДНИКИ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Двунадесятые праздники – двенадцать (от древнерусского «два на десяте» – двенадцать) важнейших после Пасхи церковных праздников. Посвящены событиям земной жизни Спасителя и Богородицы.
По литургическому принципу внутри годового круга эти праздники разделяются на две категории:
Неподвижные (непереходящие) праздники. Они всегда приходятся на строго определенное число месяца, вне зависимости от дня недели, ежегодно меняющегося. К ним относятся девять двунадесятых церковных праздников:
Двунадесятые неподвижные праздники:
Рождество Пресвятой Богородицы | 21 сентября |
†Воздвижение Креста Господня | 27 сентября |
Введение во храм Пресвятой Богородицы | 04 декабря |
†Рождество Христово | 07 января |
†Богоявление, или Крещение Господне | 19 января |
†Сретение Господне | 15 февраля |
Благовещение Пресвятой Богородицы | 07 апреля |
†Преображение Господне | 19 августа |
Успение Пресвятой Богородицы | 28 августа |
Подвижные (переходящие) праздники. Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования Пасхи. Все «подвижные» праздники отсчитываются от Пасхи и перемещаются в пространстве «светского» календаря вместе с ней.
Двунадесятые переходящие праздники:
Вход Господень в Иерусалим (в шестое воскресенье Великого Поста |
(за неделю до Пасхи)
|
Вознесение Господне | (на 40-й день после Пасхи) |
День Святой Троицы. Пятидесятница |
(на 50-й день после Пасхи)
|
Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением Рождества Христова, которое имеет 5 дней предпразднства и Богоявления, имеющего 4 предпразднственных дня.
Число дней попразднства бывает неодинаковым – от 1 до 8 дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим или к дням поста.
Некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями).
Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в Минеях месячных.Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в Триодях – Постной и Цветной.
На праздничной всенощной всех двунадесятых праздников служится лития.
В России до 1925 года двунадесятые праздники были одновременно церковными и гражданскими.
Великие праздники – важнейшие праздники Православной Церкви, Пасха – праздников праздник.
Великие недвунадесятые праздники:
14 января
|
|
07 июля
|
|
12 июля
|
|
11 сентября
|
|
Покров Пресвятой Богородицы | 14 октября |
В день великого праздника совершается Всенощное бдение. В богослужебных книгах отмечаются знаком красного креста в круге. У каждого двунадесятого праздника и Пасхи существует предпразднство, попразднство и отдание.
У праздников Рождества и Усекновения главы Иоанна Предтечи, Обрезания Господня, Покрова Пресвятой Богородицы, Святых первоверховных апостолов Петра и Павла предпразднства, попразднства и отдания нет.
ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО
Воскресение Христово Православная Церковь празднует как величайшее событие, праздников праздник, торжество из торжеств. Праздник предваряется длительным Великим постом. В последние дни поста вспоминаются события, которые произошли перед Воскресением.
Накануне великих Своих страданий Иисус Христос вместе с двенадцатью учениками пришел в Иерусалим.
Господь знал о грядущих страданиях и страшной смерти. Он, будучи совершенным Богом и совершенным, не причастным ни к малейшему греху человеком, не должен был страдать и умирать: ведь страдания и смерть — следствие удаленности человеческой природы от Бога, следствие греха. Но Христос добровольно принял на Себя всю тяжесть страданий человека, чтобы соединить с Собой и спасти всех тех, кто уверует в Него.
Один из учеников, Иуда Искариотский, предал Его. За то, что Он называл себя Сыном Божиим, верховное судилище приговорило ни в чем не повинного Господа на смерть.
В пятницу рано утром Иисуса Христа привели к римскому правителю Пилату. Там Его привязали к столбу и били, потом одели в багряницу — царскую одежду, на голову возложили терновый венец и стали насмехаться над Ним. После этого Пилат велел вывести Господа Иисуса Христа к народу. Он думал, что народ сжалится над Ним. Но люди, подговоренные фарисеями и начальниками иудейскими, кричали: “Распни, распни Его!”. Тогда Пилат предал Господа на смерть. Господь был предан казни на горе Голгофе, Его распяли на деревянном кресте. Казнь на кресте в то время считалась особо унизительной. На кресте распинали только самых отъявленных злодеев. Кроме того, это одна из самых мучительных казней. И все эти муки и унижения претерпел безгрешный Иисус Христос для нашего спасения.
Господь молился с креста за Своих мучителей, говоря:
Отче! Прости им, ибо они не знают, что творят.
После страшных крестных мук Христос умер в Великую Пятницу. Но человеческая природа Спасителя, нераздельно соединенная с Его Божеством, не могла быть подвластной смерти. Христос воскрес в день, который теперь называется Светлым Христовым Воскресением. Теперь спасение от смерти и греха открыто для всех тех, кто верует в Господа Иисуса Христа и входит в единение с Ним через Святое Крещение в основанной Им на земле Церкви.
В день Воскресения Господня явлена победа над грехом и его следствием — смертью, и человечеству открылась дорога в вечную жизнь. Праздник этот наполнен особой радостью: разносится перезвон колоколов, в храмах зажигают светильники. Праздник Пасхи продолжается целую неделю.
И каждый день звучит пасхальное приветствие: Христос воскресе! — Воистину воскресе!
СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ
«Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа?..
Воскрес Христос – и ни одного мертвого в гробу.
Ибо Христос, воскресши из мертвых,
положил начало воскресению умерших»
(из слова святого Иоанна Златоуста)
Вот и наступил величайший православный праздник – Светлое Христово Воскресение. Пасха.
«Праздник Праздников» – день откровения Божественной Любви и поющей радости в сердцах верующих людей.
Воскресение Христово – основа нашей веры. А наша вера – это связь между Богом и человеком, великая истина, незримо-живая. Неисчерпаемый источник жизни, сердцебиение вечности, отзывающееся «Гимном Любви» в каждом христианине. И в праздник святой Пасхи достигает вершины несмолкающего ликования радости. Самой светлой, упоительно-восторженной, ощущение беспредельного счастья, которое невозможно спутать ни с чем…
Воскресение Христово убеждает нас, что смерти нет, вселяет в нас надежду на спасение и жизнь вечную. Даруя приглашение в будущий век, царство не от мира сего – объясняя нам главный смысл Воскресения и суть жертвы Христовой.
Каждая Пасха – великое и незабываемое событие, исключительно-яркое, всякий раз открывая для верующего что-то новое. Но неизменно, каждый раз укрепляет христиан в вере, заповедуя радоваться. И нам не стоит забывать об этом. Ведь, благодать Светлого Христова Воскресения делает нашу жизнь возвышенной и прекрасной, в которой каждая минута становится бесконечно значительной.
Очень важно по окончании празднования Святой Пасхи не удаляться от истинного Источника радости, «купаясь» в лучах других «радостей» – временных и ложных. Постараться сохранить «живую частицу вечности» у себя в груди. Продолжая в сердце беседовать с Небесным Отцом, отслеживать мысли, контролировать себя, не прилепляясь ни к чему земному. И тогда, радость – состоящую в чистоте сердца, никто не сможет отнять у человека, кроме него самого.
Будем помнить о вечной жизни, Новом Завете, Светлом Христовом Воскресении, внимая слову радости…
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ
Тонут блики полночной печали,
Загорается радость в сердцах.
Растворяются смертные дали
Воскресеньем Иисуса Христа!
Трепет сердца унять невозможно,
Ликованьем объята душа.
Милость Господа впредь непреложна:
Вечность нам отворяет врата.
Дар бесценный, хранить обещая,
Мы надеждой затеплим в груди.
Пасха, радость в сердцах поселяя,
Наставляет за Богом идти.
Наталья Гронек 12 апреля 2015 год
Праздники христианские
Праздники христианские – определенные дни церковного календаря, отмечаемые богослужениями, носящими индивидуальный литургический характер. Это фиксировано в названиях праздников и «покаянных времен», датах и порядке их совершения, а также в содержании текстов, исполняемых во время богослужения. Их цель и смысл – воспоминание, прославление и богословское истолкование ключевых этапов истории Спасения, которая воплощена главным образом в событиях земной жизни Иисуса Христа (Спасителя), и Девы Марии – реальной соучастницы этого богочеловеческого процесса. Отсюда – исключительное место в календаре посвященных Им праздников.
Праздники распределены внутри двух накладывающихся друг на друга годовых циклов – неподвижного (минейного) и подвижного (триодного, или пасхально-пятидесятничного). Торжества и памятные события первого цикла строго фиксированы только по числам месяца (для дат юлианского календаря по отношению к современному гражданскому необходима поправка: n – 13 дней, – для XX-XXI вв.). Праздники второго фиксированы только по дням недели, будучи жестко соотнесены с Пасхой, являющейся точкой отсчета для всего подвижного годового цикла. Дата же последней перемещается в пределах 35 дней («пасхальные пределы»): от 4 апреля (22 марта по ст. ст.) – до 8мая (25 апреля ст. ст.).
Важнейшие праздники современного православного календаря именуются «двунадесятыми», или «дванадесятыми» (от слав. дванадесять – «двенадцать») (см. Двунадесятые праздники). Пасха, как «праздников праздник», пребывает вне данной классификации.
Вторую ступеньку в праздничной иерархической лестнице занимают праздники, именующиеся в литургическом словоупотреблении «великими». К ним принадлежат: Покров Пресвятой Богородицы (1/14 октября), Обрезание Господне и память св. Василия Великого (1/14 января), Рождество Иоанна Крестителя (24 июня/7 июля), память первоверховных апп. Петра и Павла (29 июня/12 июля), Усекновение главы Иоанна Крестителя (29 августа/11 сентября), а также, согласно некоторым старым календарям, – преставление (кончина) ап. Иоанна Богослова (26 сентября/9 октября), память свят. Николая, архиепископа Мир Ликийских (6/19 декабря) и перенесение его мощей из Мир в итальянский г. Бари (9/22 мая).
Все другие многочисленные праздники посвящены бесплотным силам (общий праздник – Собор архистратига Михаила, 8/21 ноября), святым ветхозаветным и христианским, воспоминанию знаменательных событий Священной библейской и христианской истории, явлению чудотворных икон, открытию мощей.
Постоянная канонизация новых святых означает непрерывное пополнение христианского календаря.
В церковном Уставе (Типиконе) предусматривается градация всех праздников на пять разрядов по степени торжественности совершения их богослужений, что и фиксируется особыми знаками (шестой разряд не имеет знака). Престольный праздник любого храма (имя которого он носит) приравнивается для него в богослужебном аспекте к двунадесятым праздникам. Такая же степень торжественности может быть присуща «местночтимым» праздникам, даже имеющим на общецерковном уровне скромный литургический статус.
Общие для всех христиан праздники – прежде всего Пасха и Рождество Христово (последнего, в качестве особого календарного торжества, не имеет Армянская и другие монофизитские церкви). Важнейшие годовые праздники в основном совпадают у православных и католиков (потому что основываются на одних и тех же событиях священной истории), но различаются датами, часто названиями и смысловыми нюансами, а также характером совершения.
Равно чтутся многие святые единой Церкви: восточные – на Западе, западные – на Востоке (Василий Великий – Амвросий Медиоланский, и др.). Но святые одной Церкви, жившие после разделения Церквей (1054г.), могут почитаться в другой Церкви преимущественно на местном уровне, с разрешения церковных властей. Официальный католический календарь, например, включает имена свв. Кирилла Туровского (11 мая), Антония Печерского (24 июля), равноапостольных Ольги и Владимира (27 и 28 июля), Бориса и Глеба (5 августа), Сергия Радонежского (8 октября); чествуется также Владимирская икона Божией Матери (7 сентября).
Протестанты, отвергая почитание Богоматери, святых, мощей и икон, не имеют в своих календарях и соответствующих им праздников.
Изучением праздников в контексте общего процесса формирования церковного календаря занимается эортология (букв. «праздниковедение») – вспомогательная историческая дисциплина, один из разделов академической литургики.
Богослужебные тексты содержатся в Минее Служебной, в 12-ти томах (для неподвижных праздников), Триоди Постной и Цветной (для подвижных), Минее Праздничной, а также в многочисленных изданиях служб отдельным праздникам, часто содержащих исторические справки, комментарии, нотацию и иные приложения.
«Как праздновать праздник? Мы празднуем событие (вникнуть в величие события, цель его, плод его для верующих) или лице, как, например: Господа, Божию Матерь, Ангелов и Святых (вникнуть в отношение того лица к Богу и человечеству, в благодетельное влияние его на Церковь Божию, вообще). Надобно вникнуть в историю события или лица, приближаться к событию или лицу, иначе праздник будет несовершенный, небогоугодный. Праздники должны иметь влияние на нашу жизнь, должны оживлять, возгревать нашу веру (сердца) в будущие блага и питать благочестивые, добрые нравы.»