ПОСЕЩЕНИЕ БУТОВСКОГО ПОЛИГОНА И ХРАМА ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ
В последние дни Рождественского поста прихожанами нашего храма была совершена паломническая поездка. 5 января мы посетили памятник истории – Бутовский полигон и Храм Христа Спасителя.
Бутовский полигон – крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II назвал это место «Русской Голгофой». Сегодня известны имена 20760 погибших здесь человек. Это мужчины и женщины в возрасте от 14 до 82 лет, представители 73 национальностей, всех вероисповеданий и сословий, но большинство из них – русские православные люди. Около тысячи человек, из числа погребенных в Бутово, пострадали как исповедники Православной Веры, более трехсот, сегодня прославлены в лике святых. Одним из них был известный священномученик митрополит Серафим Чичагов. Погиб при репрессиях в Бутовском полигоне и наш земляк – священник Иван Алексеевич Троицкий — 1877 года рождения (последний настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы деревни Савостьяново).
Помолиться Новомученикам и Исповедникам Российским, вспомнить их святой долг, побывать в том месте, который называют антиминсом Русской земли, стремятся множество паломников.
Сегодня на Бутовском полигоне находятся два действующих храма – Храм Новомучеников и Исповедников Российских и Храм Воскресения Христова. Мемориальный комплекс на территории содержит несколько информационных стендов, включающих фотографии расстрелянных людей и данные о них, взятые из личных дел. Посещение памятника истории начинается экскурсией от поклонного Креста, установленного в память Великого Князя Сергея Александровича и поклонного креста на месте массовых расстрелов. Заканчивается визит памяти у Соловецкого Поклонного Креста.
Посетив Бутовский полигон с его храмами и святынями, узнаёшь о целой эпохе в жизни нашей страны. О страшной и жестокой странице истории своей Родины. И невозможно сдержать слёз, соприкасаясь с молчаливым плачем земли, стучащимся великой скорбью в наши зачерствевшие сердца…
Дальше наш путь лежал к воссозданному Храму Христа Спасителя, расположенному недалеко от Кремля. Он является Кафедральным собором Русской Православной Церкви.
В состав современного комплекса храма входят: «верхний храм» — Храм Христа Спасителя и «нижний храм» — Преображенская церковь, сооруженная в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре. В Стилобатной части размещаются музей Храма, зал Церковных Соборов, зал Высшего Церковного Совета, трапезные палаты, а также технические и служебные помещения.
Храм Христа Спасителя задумывался как памятник религиозно-благодарственный и исторический, свидетельствующий о божественном заступничестве за Россию в Отечественную войну 1812 года. Храм поражает размером внутреннего пространства, высотой сооружения, великолепием своей росписи и множеством святынь. В Храме Христа Спасителя находятся мощи святителя Филарета Московского, Частица Ризы Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Частицы мощей апостола Андрея Первозванного, святителя Иоанна Златоуста, святителя Петра и Ионы, князей Александра Невского и Михаила Тверского, преподобной Марии Египетской. Чудотворный образ Владимирской и Смоленско-Устюженской Божией Матери, икона Рождества Христова.
Главные святыни Преображенской церкви – это икона «Спас Нерукотворный» художника Сорокина, древняя икона Божией Матери «Смоленская», а также икона Святителя Николая, находившаяся до этого в церкви города Бари, где почивают честные мощи Святителя.
Путешествие по святому месту сопровождалось полуторачасовой экскурсией и окончилось выходом на смотровые площадки храма. Наши паломники, несмотря на снежную метель, сделали несколько снимков открывающегося вида. Запечатлели с высоты улицу Волхонку, Кремль и район Хамовники.
Утомлённые и немного продрогшие мы возвращались домой. Хотелось помолчать и подумать, о том, что увидели сегодня и, к чему прикоснулись. Какое отношение мы ко всему этому имеем и какую ответственность несём за происходящее вокруг нас. Нам действительно, было о чём поразмыслить…
Поражаясь многоликости окружающего мира, его непредсказуемости и постоянству, мы благодарили Господа за совершенное паломничество. За этот «Рождественский подарок» накануне Светлого праздника.
ПАЛОМНИЧЕСТВО
«Не торопись ни в чем; закон действий Божиих –
постепенность, медленность, и зато – дивная твердость!
Диавол тороплив, потому что не имеет в себе покоя и
поспешностью склоняет ко всякому греху, потому что
в поспешности нет премудрости»
(Святой праведный Иоанн Кронштадтский)
В своём докладе Епархиальному собранию от 12 декабря 2008 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий отметил, что паломнические поездки в настоящее время являются особенной проблемой. По его словам, «паломничество предполагает духовно-телесный подвиг, работу над собой, молитву. Это вовсе не туристическая поездка за границу, да ещё с послаблениями в соблюдении правил благочестия по причине «путешествия». В настоящее время в нашей Церкви такое великое множество святынь, что жизни не хватит им всем поклониться».
На сегодняшний день в современном мире паломническая поездка, действительно, зачастую превращается в обычный туризм. Быть паломником стало модно, посещать как можно больше мест, следуя американскому стилю путешествий: «галопом по Европам». Позировать на фоне святынь, выставлять свои фото на страницах в социальных сетях, собирая большое количество «лайков». Привозить родственникам и друзьям множество сувениров, сухариков, маслица и икон. Делиться яркими эмоциями от увиденного и услышанного в поездке.
На самом деле смысл и побуждающие мотивы паломничества всегда были и есть одни: прикоснуться к истокам своего настоящего и найти дорогу в будущее. Паломничество представляет собой одно из проявлений благочестия. Желание увидеть великие святыни, помолиться в местах, особо значимых для христианского сердца. Воздать Господу, Божией Матери и всем святым своё поклонение.
С глубокой древности христиане отправлялись в странствие, чтобы помолиться у Гроба Господня. Стремились в монашеские обители Палестины, Египта, Сирии. Немного позднее совершали поездки в Рим, Афон и Бари.
На Руси со времен Крещения паломничество также становится очень популярным. Люди едут с поклоном в Иерусалим и к национальным святыням. Возникают Киево-Печерская и Троице-Сергиева Лавра, Валаам, Соловки и другие места, связанные с жизнью и подвигами святых отцов.
Отсутствие современных средств передвижения делало такие путешествия подвигом, очень тяжелым и опасным для жизни паломника. Отправляясь в путь, они брали с собой только пару запасной обуви, да котомку с сухарями и солью. И шли неспешно по дорогам, от селения к селению, от монастыря к монастырю. Молясь и духовно обогащаясь.
Современному паломнику трудно представить в полной мере все тяготы и лишения, которые претерпевали их предшественники. Сейчас, каждому желающему отправится по святому пути, спешат на помощь различные паломнические службы. Специализируясь на организации таких поездок, они включают весь спектр соответствующих услуг.
Пользуясь комфортом нашего бытия, стоит быть благодарным за его дары и постараться не забывать о главной цели своей поездки.
Паломничество – одно из средств духовного совершенствования человека, возможность поклониться святыне. И каждый христианин должен понять, чего ищет в этой поездке его сердце. Затем испросить благословения на поездку у священника, посоветоваться с ним, на что обратить внимание в обители, как себя вести, как правильно подготовиться.
Перед поездкой нужно почитать что-то об истории монастыря, о духовной жизни, о молитве. И, конечно, стараться больше молиться в дороге. Тогда поездка превратится в настоящее паломничество. И мы сможем увидеть свои недостатки и немощи, а также силу Божию, Его помощь и поддержку. Учиться благодарить Господа за всё происходящее в нашей жизни.
Ещё, человек должен правильно относиться к паломничеству, осознавать его как дополнение к своему служению. Которое не может заменить повседневную духовную работу, участие в таинствах и в жизни Церкви. И принимать этот подарок, ниспосланный от Господа, как поощрение за свой труд.
Наталья Гронек январь 2015 год